Астрахань - земля певцов и художников
ТУРАНГА. Астрахань - земля певцов и художников |
Среди известных, знаменитых людей, оставивших яркий след в отечественной культуре, немало тех, чья жизнь и творческая судьба связаны с Астраханским краем. На астраханской земле родились первый русский академик, поэт В.К. Тредиаковский, поэт и первый русский баснописец И.И. Хемницер, поэт В.В. Хлебников, художник Б.М. Кустодиев, казахский композитор и певец Курмангазы Сагырбаев, домбристка Дина Нурпеисова, певицы Н.А. Папаян, В.В. Барсова, М.П. Максакова.
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768). Начал писать стихи, учась в московской славяно-греко-латинской академии. Был студентом Сорбонны, изучал философию, филологические и естественные науки, математику. За границей перевел роман Тальмана "Езда в остров любви" - это был первый светский роман о любви, он имел успех, подобного которому в России не было. Вернувшись в Россию, Тредиаковский был одним из образованнейших людей. Он много работал: 13 томов перевода Роллена, 16 томов трудов по римской истории… Но самое важное – Тредиаковский разработал теорию словесности и стихосложения, которая легла в основу русской поэзии. В 1745 году он получил звание профессора-академика "как латинския, так и российския элоквенции" (красноречия).
В Астрахани есть улица Тредиаковского. Учреждена литературная премия Тредиаковского. С 2001 года в Астрахани ежегодно проводится областной конкурс самодеятельных поэтов "С Тредиаковским – в 21 век".
Иван Иванович Хемницер (1745-1784). Родился в Енотаевской крепости Астраханской губернии в семье военного медика. Через несколько лет семья переехала в Петербург. Желание связать свою судьбу с литературой зародилось у Ивана Хемницера еще в юности. Он входил в литературный кружок Державина. Вскоре появились "Басни и сказки NN в стихах", где Хемницер обличал чванство и глупость богатых невежд, сетуя на несправедливость жизни: "Богатство пагуба и вред тому, в ком воспитанья нет". Известность к Хемницеру пришла только после его смерти, в начале 19 века. При жизни его произведения выходили лишь дважды. Его по праву называют литературным предшественником великого русского баснописца И.А. Крылова.
Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников (1885-1922). Русский поэт-футурист. Искатель новых путей в языке, великий экспериментатор слова. В. Маяковский называл его "Колумбом новых поэтических материков". С родным краем связаны его поэмы "Устюг Разина", "Хаджи-Тархан", другие произведения. Именем поэта названа одна из улиц города. В Астрахани есть и уникальный, единственный в мире музей В.В. Хлебникова.
Валерия Владимировна Барсова (1892-1967). Учась в Астраханском музыкальном училище, юная Валерия и не помышляла о пении. Но переехав в Москву, под настойчивым руководством сестры Марии Владимировой, выпускницы Московской консерватории, Валерия Барсова стала успешно заниматься вокалом. Незабываемой вехой в ее биографии было выступление с великим Шаляпиным в "Севильском цирюльнике". С 1920 года Барсова становится солисткой Большого театра, и более четверти века она являлась поистине украшением его сцены. Развитие таланта Барсовой происходило в плодотворном творческом общении с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко.
Одна из астраханских улиц названа именем великой певицы.
Мария Петровна Максакова (1902-1974). Первой "музыкальной школой" для Марии Максаковой (урожденной Сидоровой) стал церковный хор. Дебют юной певицы состоялся в 1919 году в Красном Яру Астраханской области – она пела партию Ольги в спектакле "Евгений Онегин". Работа в Астраханском оперном театре под управлением М.К. Максакова, ставшего ее мужем и учителем, расширила творческий диапазон и репертуар певицы. В 1923 году, переехав в Москву, Максакова становится солисткой Большого театра, которому отдала 30 лет своей жизни. Максакова была одной из лучших исполнительниц народной песни.
Певица давала выступления в родном городе, была частым гостем в Астраханском музыкальном училище.
В Астрахани имя Марии Максаковой присвоено концертному залу и улице, на которой она жила.
Курмангазы Сагырбаев (1806-1879). Выдающийся композитор-кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры, непревзойденный их исполнитель. Кюи Курмангазы подлинно народны, полны высокой гармонии и духовного света.
В селе Алтынжар Астраханской области в память о знаменитом музыканте открыт музей. Одна из улиц Астрахани носит имя Курмангазы.
Дина Нурпеисова (1861-1955). Ее отец был хорошим домбристом. Он обучил своему искусству способную девочку. Когда сам Курмангазы услышал игру юной домбристки, он уговорил родителей Дины отпустить ее с собой, и в течение девяти дет Дина Нурпеисова перенимала мастерство знаменитого кюйши. Уже будучи матерью большого семейства, в свободное время она бралась за любимую домбру, сочиняла новые кюи.
В конце 30-х годов прошлого века Дина Нурпеисова получила признание, а в 1944 году ей было присвоено звание народной артистки Казахской ССР.
Надина Амбросиевна Папаян (1868-1906). Училась в Петербургской консерватории, часто выступала в концертах под управлением А. Рубинштейна и Э. Направника. Совершенствовала свое мастерство в Милане. Успешно работала в Тифлисском и Мариинском оперных театрах, много гастролировала в городах России и за рубежом. Ее партнером по сцене был молодой Шаляпин. Римский-Корсаков считал Папаян лучшей исполнительницей Марфы в своей "Царской невесте". Надина Папаян обладала красивым, кристально чистым, сильным голосом. Ее жизнь трагически оборвалась в Астрахани.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор. Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой. Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и неизменную любовь к Поволжью - краю, где прошли его детство и юность.
Будучи мальчиком, он посетил выставку художников-передвижников и, впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен и твердо решил стать художником. Он брал уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, всегда считая его своим лучшим и любимым учителем. В возрасте 18 лет Кустодиев поступил в Академию художеств. Работал в мастерской Репина.
Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Но с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души.
Работая над портретами, Кустодиев не останавливался на передаче чисто внешнего сходства, он стремился достичь большего - сходства внутреннего, психологического, и ему это удавалось. В этом ценность портретного наследия художника.
Кустодиевым проиллюстрированы многие произведения русской классической литературы. В этих рисунках - глубокое проникновение в суть литературного произведения.
Даже будучи тяжело больным, художник создавал произведения, где мир воспринимается как радостный праздник, веселый и неугомонный.
Творчество Кустодиева оставалось лучезарным и оптимистичным, даже тогда, когда болезнь прогрессировала.
В Астрахани есть Дом-музей Бориса Михайловича Кустодиева – филиал Астраханской картинной галереи. Только в Астрахани можно увидеть столь яркое собрание живописи и графики Кустодиева, когда-то с гордостью сказавшего о себе: "У меня и душа-то по природе астраханка".
В числе деятелей отечественной культуры, прославивших Астраханский край, есть и наши современники: певица Надежда Бабкина, кинорежиссер Владимир Меньшов, актеры Эммануил Виторган, Владимир Стеклов.
В Астрахани родились Дмитрий Дюжев и Анастасия Заворотнюк.
Настоящим "летописцем"Астрахани стал художник Николай Кириллович Рудиков (родился в 1930 году). В его серии "Старая Астрахань" запечатлены виды города - улицы, дома, - которых уже нет, либо они получили иной облик.
Работы еще одного астраханского художника – Шамиля Такташева – написаны на философско-мистические темы. Работы Такташева заставляют людей подняться над суетой и задуматься о вечных ценностях: о жизни и любви, о красоте и сложности мира, о его непростых взаимосвязях.