Пой на радость людям - Тар - символ национальной культуры
История происхождения тара восходит к 1870-м годам и связана с именем известного карабахского тариста Мирзы Садыга Асад оглы, или Садыгджана, как его любовно называли в народе. Уже к концу XIX века технические и художественные параметры этого инструмента закрепились в музыкальной практике Азербайджана в качестве национальной модели и получили широкое распространение на всем Кавказе. Тар Садыгджана стали называть азербайджанским, а иногда и кавказским таром, отличая его таким образом от пятиструнного иранского.
Искусство исполнительства на таре занимает особое место в национальной культуре. Тар опоэтизирован в азербайджанской литературе и в сознании азербайджанцев выступает как символ национальной культуры и национальной идентичности. Тар часто находит свое художественное изображение в азербайджанской поэзии и в визуальных искусствах. После советизации Азербайджана (1920 г.) тар, наряду с некоторыми другими базовыми ценностями традиционной национальной культуры, стал объектом идеологических атак. Два стихотворения того времени, посвященные тару - одно Микаила Мушвига ("Пой, любимый тар, на радость людям, кто же забудет тебя?"), а другое Сулеймана Рустама ("Не пой, тар, тебя не хочет пролетарий") - несут некоторые отголоски противостояния, которое эти атаки вызывали в азербайджанском обществе того времени.
Непреходящее значение тара для национальной культуры обусловлено его ролью в искусстве мугамата. Ладовая система мугама связана с ладовым звукорядом азербайджанского тара, а его ладки носят названия различных мугамов. Taр является ведущим музыкальным инструментом мугамного ансамбля. С начала XX века все большее распространение в музыкальной практике получает также сольное исполнение мугамов на таре. Технические и художественные возможности тара Садыгджана позволяют исполнять на нем музыку национальных и западных композиторов, а также ввести его в состав симфонического оркестра. Произведения азербайджанских композиторов - оперы братьев Гаджибековых, М. Maгомаева, Ф. Амирова и различные жанры симфонической и камерной музыки, концерты для тара и симфонического оркестра Г. Ханмамедова, С. Алескерова, Н. Мамедова, А. Рзаева, а также множество пьес, переложенных для тара и фортепиано, - составляют большой репертуар нотных произведений для тара.
Все современные профессиональные таристы Азербайджана знакомы с основами европейской теории музыки и музыкальной нотации, хотя обучение мугаму по-прежнему сохраняет традиционно устный характер.
Искусство игры на азербайджанском таре передавалось через поколения блестящих музыкантов, которые развили его художественные возможности, обогатили классические мугамы своими творческими открытиями, внесли большой вклад в репертуар традиционных пьес. Видные азербайджанские исполнители конца XIX - первой четверти XX веков Фарадж Рзаев, Мансур Мансуров, Ширин Ахундов, Гурбан Пиримов, а также выдающиеся таристы второй и третьей четверти XX века Ахмедхан Бакиханов, Бахрам Мансуров, Эхсан Дадашев и Гаджи Мамедов, каждый из которых отличался собственным исполнительским стилем, создали азербайджанскую школу игры на таре.
Кстати
В 2010 году Азербайджан представил в ООН проект резолюции "Международный день Новруз", подготовленный совместно с Афганистаном, Ираном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Турцией, Албанией, Индией и Македонией. В нем подчеркивалась важность признания праздника Новруз в качестве Международного дня поощрения солидарности и мирного соседства.
23 февраля 2010 года резолюция была принята единогласно, и Генеральная ассамблея ООН признала 21 марта Международным днем Новруз.